Гоночный инженер пилота «Лотус Рено» Виталия Петрова в интервью «Спорт-Экспрессу» рассказал о работе с российским гонщиком и его перспективах в концовке этого сезона.
- В чем суть работы гоночного инженера?
- Если в двух словах-то я должен следить за всем, что происходит с машиной моего пилота, Виталия. Я должен руководить всеми процессами, которые происходят с автомобилем в течение уик-энда, следить за резиной, вести гонщика по трассе — сообщать ему о том, что происходит вокруг, ну и конечно, общаться с ним по поводу настроек — узнавать, что именно ему нужно от машины. Стараться сделать ее быстрее.
- Что за человек Виталий Петров?
- Мне очень комфортно с ним работать. Я бы сказал, главное его качество — честность. Если он допускает ошибку, то сразу в этом признается, не пытаясь свалить вину на машину или что-то еще. Так мы можем постоянно прогрессировать, двигаться дальше. Да, мы отлично ладим.
- Вы общаетесь вне трассы?
- Да, когда он в Англии, мы иногда ходим ужинать вместе. Недавно я приезжал в Гудвуд — на фестиваль скорости, где он выступал. Всегда приятно пообщаться вне трассы.
- Он хороший пилот?
- Мне кажется, еще в прошлом году было очевидно, что со скоростью у него все в порядке — здесь, в Будапеште, и в Абу-Даби это было заметно всем. То есть в начале года я понимал, что с этим проблем не будет. Главная моя задача — сделать так, чтобы эта скорость трансформировалась в итоговый результат.
- Виталий в прошлом году был новичком. Для вас этот год — дебютный в качестве гоночного инженера. Вы довольны проделанной работой?
- Не думаю, что вообще кто-то может сказать, что на все сто процентов удовлетворен. К примеру, последние несколько уик-эндов явно не доставили мне удовольствия. Скажем, на «Нюрбургринге» мы не добились максимума из-за тактических просчетов. Гонка в Сильверстоуне вообще была ужасной. Но мы учимся вместе, стараемся помогать друг другу. У нас нет какого-то противостояния. Мы не конфликтуем, доказывая каждый свою правоту — мы работаем вместе. Я бы не стал говорить «доволен», но мне кажется, мы вместе движемся в верном направлении.
- Вы уже упомянули, что было несколько ошибок в течение сезона…
- Да, но не все так однозначно. Например, на «Нюрбургринге» мы затянули с первым пит-стопом, — это было сделано потому, что мы хотели сократить отрезок в конце дистанции на жестких шинах. В пятницу перед гонкой на свободных заездах мы не были довольны тем, как они работают. В гонке же оказалось, что все не так плохо. В итоге мы финишировали десятыми, хотя могли побороться за седьмое место. Но мы извлекли урок — наверное, нам надо чуть пересмотреть то, как мы работаем по пятницам. Стараться собирать больше информации.
На самом деле, с Виталием мне не на что жаловаться. Главное, что от него требуется, — это стабильно проходить круги и, естественно, стараться делать это как можно быстрее. И на протяжении большей части сезона он со своей работой справляется очень хорошо. Остальное зависит от меня.
- Виталий считает, что команда должна больше рисковать.
- Это зависит от обстоятельств. В некоторых гонках — да, мы должны рисковать. Скажем, если ты стартуешь с 14-го места или еще дальше, это делать просто необходимо. В таком случае, если избирать ту же тактику, что и другие, то подняться выше практически невозможно. Но если ты после квалификации восьмой — тут задача даже сложнее: уже есть что терять, и риск не всегда полезен. В таком случае, на мой взгляд, лучше придерживаться консервативной стратегии.
- Какая у вас цель в этом году? Чего можно добиться по итогам сезона?
- На какой позиции финишировать в личном зачете — не так важно. Главная наша задача — добиться максимума в каждой гонке от той машины, которая есть в нашем с Виталием распоряжении. Как это было в Мельбурне. Самая приятная часть моей работы в том, что можно сразу увидеть результат. В Австралии мы не допустили ни одной ошибки по ходу уик-энда, и это, конечно, доставило огромное удовольствие. Главная цель — постараться, чтобы таких гонок было больше.
- Вы много говорили о сильных сторонах Петрова. Но есть же наверняка и слабости…
- Мне бы хотелось, чтобы он был еще более стабилен на дистанции гонки. С квалификациями в этом году у него практически всегда полный порядок — тут жаловаться действительно не на что. Но в гонках ему еще есть в чем прибавлять. Он должен штамповать круг за кругом, ехать как можно более стабильно. Но, мне кажется, с опытом это обязательно придет. У Виталия очень большой потенциал.
- Этот потенциал может позволить ему стать чемпионом мира?
- Мне кажется, у меня самого пока слишком мало опыта, чтобы говорить о таких вещах. Сколько лет я работаю в «Формуле-1»? Всего-ничего — девятый сезон…
- Но это достаточно много.
- Давайте тогда так — с кем из чемпионов я работал? Разве что с Алонсо.
- И как Виталий смотрится на фоне Фернандо?
- Когда я пришел в команду, Фернандо уже был чемпионом, а в конце года перешел в «Макларен». Мы работали вместе не так долго. Конечно, он поразительно быстрый пилот. Он точно знает, чего хочет от машины, и хорошо понимает стратегию гонки. Это, в частности, еще один компонент, в котором Виталий может прибавить — понимать, как работать с шинами, когда выжимать из них максимум, а когда, наоборот, приберечь. Но все это приходит только с опытом. Петров уже доказал, что может быстро учиться. Так что ничего невозможного нет.